Всемирная история лекции
Особенности социально-экономического развития. Особенно тяжелым было положение крестьянства, испытывавшего тройной гнет (короля, феодала и церкви). Основная масса крестьянства была во Франции безземельной. За пользование землей французский крестьянин выплачивал феодальную ренту, составляющую до 1/4 собранного урожая. Еще более тяжелой была выплата денежного оброка – чинша. Выплачивали крестьяне, кроме того, десятину в пользу церкви и три налога королю (талью – с доходов, капитацию – подушную подать, двадцатину – налог с земли). Огораживание в отличие от Англии во Франции не приняло больших масштабов.
Отставала Франция и в развитии промышленности. Господство цехового строя препятствовало удовлетворению растущего спроса на промышленные изделия и ограничивало городской бедноте возможности заработков. Поэтому против цеховой организации ремесленного производства выступали нарождавшаяся буржуазия и низшие слои горожан. Не получила должного развития и торговля из-за преобладания сельского населения, а также наличия внутренних таможенных пошлин. Однако буржуазные отношения во Франции зарождались, и происходил процесс первоначального накопления капитала. Основными его каналами стали налоговая система, государственные займы (т.е. система государственного долга), продажа судебных и финансовых должностей. Особенно обременительным был налог на соль. В 1439 г. введен прямой налог – большая, или королевская, талья, взимавшийся с земли, имущества или персонально (подушно). Величина налога не была фиксированной и, налогоплательщики страдали от произвола сборщиков. В 1549 г. во Франции наряду с большой тальей ввели малую талью, доходы от которой шли на оплату войска. В XVI в. была введена откупная система: в 1604 г. сюринтендант финансов М. Сюлли (1560-1641) установил обще-французский откуп налогов. Откупная система стала источником первоначального накопления капитала.
Первые государственные займы-ренты были выпущены во Франции в 1522 г., когда король Франциск I (1494-1543) взял в долг у парижских банкиров 250 тыс. ливров из расчета 10%. Началась спекуляция на курсе рентных бумаг, росли проценты. Порождением системы государственного долга стала тонтина – наследование права получения процентов по государственным займам. С этого времени увеличивалось число рантье – лиц, живущих на проценты с ценных бумаг. Однако бесконтрольный выпуск государственных рент привел к банкротствам. И в 1596 и в 1604 гг. Сюлли вынужден был аннулировать государственные займы.
Увеличение королевской тальи и других налогов, а также усиление ростовщической эксплуатации во Франции определили процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьянства. Зажиточные и буржуазные слои пользовались возможностью скупать права дворян на сбор ренты, брали на откуп сбор косвенных налогов, занимались ипотечным кредитом, покупали землю. Таким образом, во Франции преобладали не предпринимательство, а ростовщичество и откупные операции. Многие французские буржуа предпочитали быть чиновниками огромного административно-судебного аппарата и покупали должности за деньги.
Эти особенности социально-экономического развития Франции обусловили и своеобразие мануфактурного строительства. В отличие от Англии, где развитием мануфактур занималась буржуазия, во Франции мануфактурные предприятия возникали при участии государства.
Экономическая политика. Генрих IV. Ришелье. Кольбертизм. Французский абсолютизм поддерживал. мануфактуры монопольными правами, привилегиями, субсидиями, проводил политику меркантилизма, зародившегося при Генрихе IV, который всячески поощрял торговлю и развитие промышленности. В этот период французское хозяйство находилось в расстроенном состоянии. И Генрих IV после заключения мира с Испанией в 1559 г. занялся восстановлением экономики. Большую помощь ему в этом оказал министр финансов Сюлли. Прежде всего он привел в порядок расстроенные финансы, для чего были введены строгая отчетность и контроль в расходовании денег казны. Были найдены новые источники доходов. Он принял меры к поднятию земледелия, видя причину его отставания в тяжести казенных и помещичьих сборов с крестьян. Генрих IV, кроме того, старался поднять обрабатывающую промышленность – мануфактурное производство, оказывая ему финансовую поддержку и предоставляя привилегии. Организовывал общественные работы (постройку зданий, мостов, улучшение дорог), что обеспечивало заработки обнищавшему населению. В 1606-1607 гг. он заключил ряд договоров с другими государствами, содействовал колонизации Канады, наложил запрет на ввоз текстильных товаров и вывоз необработанного сырья (шелка, шерсти).
Такую политику продолжил кардинал Ришелье (1585-1642), с 1624 г. бывший главой королевского совета и фактическим правителем Франции. Он способствовал укреплению абсолютизма. Занимая в католической церкви высокое положение, Ришелье в то же время ограждал французскую церковь от притязаний папского двора. В целях усиления французской монархии вовлек Францию в Тридцатилетнюю войну (1618-1648). Он был непримирим с политической и военной организацией гугенотов, но допустил свободу их вероисповедания и равноправие с другими гражданами. Пытался ограничить некоторые права дворян, перестал собирать Генеральные штаты, в которых дворянство играло важную роль. Ришелье провел также административные, финансовые, военные реформы. В ходе реформ многие знатные наместники крупных областей (провинций) Франции были смещены.
предыдущаяследующая